Что более всего прославило Клеопатру Диану де Мерод — титул самой прекрасной женщины Франции, ангельская красота, сводившая с ума европейских монархов, ее женственность и пленительность на сцене, безупречный вкус элегантной мадемуазель, происходившей из австрийского дворянского рода, или кривые толки и сплетни, всю жизнь преследующие танцовщицу? Сегодня нам ценны и работы Дега, Болдини, Стейнлейна, Тулуз-Лотрека и не только…
Аристократка-танцовщица
Клеопатра родилась в Париже в 1875 году. Ее отец Карл Фрейхерр фон Мерод (1853−1909), к слову, был известным живописцем-пейзажистом. В семь лет мама отдала девочку в балетную школу при парижской Опере, затем последовали выступления уже на сцене Grand Opera. Злые языки поговаривали, что своей блестящей карьере Клео обязана вовсе не хореографическим данным, а лишь своей дивной красоте. Утверждать ничего не можем, — известно лишь, что карьерой Клео занималась ее матушка, волевая женщина.
В 23 года Клео занялась сольной карьерой и выступала на сценах Королевских театров Франции, собирала аншлаги в Фоли-Бержер, гастролировала в Европе и Америке. Пик ее популярности пришелся на 1900−1910-е, но даже после официального ухода со сцены в 1924 году танцовщица иногда выступала по специальным приглашениям антрепренеров в возрасте 50 лет, что для балерины большая редкость.
Красота Клео притягивала известнейших художников и скульпторов ХХ века. Достоверно известно, что Клео позировала Эдгару Дега, вот только отыскать ее стройную фигурку среди ее подруг на картинах нелегко. Завсегдатай репетиций балетной школы и концертов в Опере, художник, далёкий от внешнего лоска и эффектов, которые очаровывают балетоманов, смотрел в самое сердце танца…
Танцовщицы, балерины, певицы кабаре и цирковые артистки, открыто демонстрирующие свои прелести на сцене, считались куртизанками. Девочек балетной школы 12−16 лет называли маленькими мышками (petites rats). К этим юным весталкам в храм распущенности — «национальный гарем» или «убежище дочерей Венеры», как называли фойе Оперы, — могли пройти лишь самые богатые и влиятельные господа, что порождало множество слухов, карикатур и непристойных анекдотов. Художник Жан-Луи Форен интересовался исключительно закулисной жизнью Фойе Оперы, изображая отталкивающих франтов-поклонников в черных фраках, словно Кротов, преследующих хрупких и беззащитных Дюймовочек.
Столь несправедливое отношение публики пришлось испытать Клео на собственном опыте, неоднократно защищая свою репутацию даже в суде. Рисунок Тулуз-Лотрека — пожалуй, единственный, изображающий танцовщицу надменной и неприступной светской дамой, словно стоящей выше общественного мнения и равнодушной к сплетням.
Красота Клеопатры свела с ума короля Бельгии Леопольда ІІ. Впервые он увидел балерину на сцене в Бордо и не пропускал ни одного ее выступления. 61-летний монарх, старше Клео на 38 лет, как мальчишка, влюбился в красавицу.
Многие приписывали им бурный роман, хотя сама танцовщица всю жизнь уверяла, что между ними ничего не было, - лишь один роскошный букет роз, преподнесенный ей после выступления.
Несмотря на все попытки Клео защитить свое честное имя, репутация фаворитки короля прочно за ней закрепилась. Парижане прозвали монарха-поклонника «Клеопольдом», а в прессе появлялись все новые и новые карикатуры, соревнующиеся в остроте и не всегда пристойности.
«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе, сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане, открывающими шампанское в „Максиме“, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена» — написала в воспоминаниях Клео де Мерод
Русские газеты писали не только о намерениях монарха «жениться по любви», но даже о грядущем отречении Леопольда II от престола. Впрочем, в кулуарах поговаривали, что его частые визиты в Париж, — лишь прикрытие тайных политически переговоров.
Но изо всех слухов наиболее ценным для нас является… метро! Мол, король решил сделать Франции ценный подарок, и именно Клео посоветовала финансировать постройку метрополитена. Действительно, в 1900 году таковой был открыт, причем построенный на деньги бельгийского монарха.
Красавица из красавиц - заложница красоты
В 1896 году газета L’Eclat объявила конкурс красоты, победительницу выбирали читатели. Среди 130 претенденток, обогнав Сару Бернар, первой красавицей парижской сцены была признана Клеопатра.
На Осеннем Салоне этого года имя Клео де Мерод было также у всех на устах. Скульптор Александр Фальгьер представил свою работу «Танцовщица», для которой позировала Клео. Скульптор изобразил балерину обнаженной. Тщетно Клео убеждала, что в этой скульптуре только ее лицо, публика больше не желала верить в непорочность танцовщицы, припоминая ей роман с бельгийским королем.
В открытом письме, опубликованном в Figaro, бельгийский символист Жорж Роденбах вступился за прекрасную Клео. Он упрекал Фальгьера в том, что тот «лишил поэтичности» ее образ, представив ее обнаженной, и теперь «кажется, что все ею обладают»! Несмотря на благие намерения, письмо имело прямо противоположный эффект и вызвало сатирические насмешки в прессе.
Сплетни и клевета всю жизнь преследовали эту прекрасную женщину. В 1952 году, когда вышла книга Симоны де Бовуар «Второй пол», в которой Клео названа «дамой полусвета», чаша терпения Клео переполнилась. Она обратилась в суд, чтобы защитить свое доброе имя, и выиграла дело. В 1955 году балерина опубликовала свои мемуары «Балет — моя жизнь».
Вообще-то де Мерод требовала от Бовуар еще и 5 млн франков, но из-за того, что балерина не препятствовала распространению слухов «в рекламных целях», даже после признания правоты актрисы Клео по решению суда получила всего 1 франк.
Скрываясь от шлейфа скандальной славы, балерина оставила Париж и выступала на сценах Гамбурга, Берлина, Будапешта и Нью-Йорка. Приезжала и Санкт-Петербург, причем в русском балете именно француженка Клео де Мерод была первой женщиной-балериной, которая танцевала на сцене с партнёром-мужчиной.
Первая фотомодель
Развитие фотографии сделало образ Клео популярным во всем мире. Самые известные фотостудии Парижа — Поля и Феликса Надар, Леопольда-Эмиля Рейтлингера, — экспериментировали с образом Клео. Она появляется на почтовых открытках как модная светская дама, пленительная танцовщица, и даже в молитвенной позе, так идущей ее ангельскому облику. Клео охотно позировала для модных журналов, прославившись как одна из первых профессиональных фотомоделей.
Историю Клео де Мерод продолжают рассказывать, восхищаться ее дивной красотой. У самой же танцовщицы была только одна страсть — балет.
https://artchive.ru/publications/1508~Muzy_KhKh_veka_Kleo_de_Merod_bezuprechnaja_krasota_belle_epoque